Рассчитать себестоимость продукции.
Расчет себестоимости продукции, относится к ее производству. Но, я хочу здесь рассказать, как рассчитывать стоимость товара и для торговли. Кому-то эта тема покажется простой, т.к. все мы учились в школе и без знания элементарной математике в бизнесе вроде бы как делать нечего, НО. Я встречал много предпринимателей, которые не понимали, сколько должна стоить их продукция и просто сравнивали ее с рынком. Посмотрели почем у конкурентов, значит, у меня будет дешевле, чтоб шли ко мне, или будет дороже, потому что у меня место более проходное, а туда к конкурентам редко заходят.
Я знаю, что много мелких кондитерских производств, в Киеве, смотрят на своего конкурента, и если они делают похожие изделия — просто отнимают пару гривен от его цены.
Начнем.
Себестоимость должна включать в себя все расходы вашего бизнеса.
Расходы разделяют на 2 типа: переменные и постоянные.
Переменные – это те расходы, которые зависят от объема производства или продаж.
Постоянные, или более правильно, условно-постоянные – это расходы, которые не зависят от объема производства или продаж. Условно, потому что, многие постоянные расходы, также могут снижаться или возрастать от объема, но не нужно от этого считать эти расходы как переменные.
Например доставка может снизиться от объема.
Формула себестоимости товара:
Себестоимость = Переменные расходы за 1 единицу + Постоянные расходы /Объем продаж (в единицах)
Что входит в себестоимость при торговле:
Переменные расходы:
— закупка товара;
— упаковка (если есть);
— зарплата продавца, если она зависит от единиц товара;
— также можно заложить в цену непредвиденные или накладные расходы;
— могут почтовые, если товар отправляется почтовыми службами;
Условно-постоянные расходы:
— доставка от поставщика к себе, ее нужно делить на объем доставляемой партии;
— доставка от своей базы до клиента, если она за ваш счет, и также делим на объем загрузки транспорта;
— зарплата (ставки);
— аренда;
— офисные и банковские расходы;
— налоги;
— коммунальные;
— хозяйственные расходы;
— маркетинговые расходы;
Что в ходит в себестоимость при производстве:
Переменные расходы:
— сырье для изготовления одной единицы;
— упаковка (если есть);
— зарплата, если она зависит от единиц произведенного товара;
— также можно заложить в цену непредвиденные или накладные расходы;
— могут почтовые, если товар отправляется почтовыми службами;
— франшиза;
— маркетинговые расходы;
Условно-постоянные расходы:
— доставка от поставщика к себе, ее нужно делить на объем доставляемой партии (количество товара в транспортном средстве);
— доставка от своей базы до клиента, если она за ваш счет, и также делим на объем загрузки транспорта;
— зарплата (ставки);
— аренда;
— офисные и банковские расходы;
— налоги;
— коммунальные;
— хозяйственные расходы;
Пример выше – это лишь пример, у вас группы расходов могут существенно отличаться от этих.
Важно!!! Понимать, что практически любая группа расходов может быть как переменной, так и условно-постоянной. Это зависит от того, как Вы управляете этими расходами и как ее насчитываете.
Скажем, тот же маркетинг может быть переменным (например 1грн/шт) или постоянным (например 10000 грн/мес).
Хорошо, скажите Вы, переменные или постоянные – это все понятно. Но, чтобы понять себестоимость, нужно понимать объем продаж, а на старте бизнеса или какого-то проекта, это сложно сделать.
Для этого нужно рассчитать Точку безубыточности и понять для себя – это реально или нет.
Точка безубыточности, рассчитывается в денежных единицах или в количестве единиц товара.
Формула:
ТБ = (Постоянные расходы + Переменные расходы)/Цену товара
Расходы, берутся за тот период, в котором мы считаем окупаемость, обычно это месяц. Я рекомендую вам делать следующий калькулятор в эксель (пример).
Цена (может быть предполагаемая) товара | 10 |
Переменные расходы в одной единице | 8 |
Сырье | 4 |
Упаковка | 2 |
ЗП | 1 |
Доставка | 0,5 |
Прочее | 0,5 |
Валовая прибыль* с одной единицы | 2 |
Реализация, шт | 100 | 500 | 1000 | 5000 | 5250 | 6000 | 10000 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прибыль | -10300 | -9500 | -8500 | -500 | 0 | 1500 | 9500 |
Постоянные расходы | 10500 | 10500 | 10500 | 10500 | 10500 | 10500 | 10500 |
аренда | 5000 | 5000 | 5000 | 5000 | 5000 | 5000 | 5000 |
ЗП ставки | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 | 3500 |
коммунальные | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
налоги | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 | 1500 |
Выручка | 1000 | 5000 | 10000 | 50000 | 52500 | 60000 | 100000 |
Валовая прибыль | 200 | 1000 | 2000 | 10000 | 10500 | 12000 | 20000 |
- Сначала, вы указываете цену товара.
- Потом, в столбец указываете все переменные расходы
- Дальше получаете Валовую прибыль (т.е. доход минус переменные расходы) с одной единицы.
- После, делаете ряд, какой Вам удобно с количеством единиц товара (понятно масштаб тот, чтоб показал результат на Ваших цифрах)
- Дальше вносите постоянные расходы, и копируете его в каждом столбце под количеством.
- После этого делаете строки с результатами. Выручка – это произведение цены и количества.
- Валовая прибыль – это произведение валовой прибыли с единицы и количества.
- Прибыль – это Валовая прибыль минус постоянные расходы.
Внимание!!! В расчете прибыли Выручка участия не принимает. Я предлагаю ее ставить, чтобы понимать реальность Вашего плана.
В данном пример, четко видно, что точка безубыточности наступает при реализации 5250 единиц товара. Вот эту цифру я бы и ставил в знаменатель под постоянными расходами.
Если у вас есть такая табличка в эксель, то вы легко сможете поиграться с цифрами и понять, где Вам нужно сэкономить, а где, сделать сделать упор.
Гарний пост, я поділився ним із друзями.